Равенство

  • Европейская конвенция о защите прав человека защищает людей от дискриминации – в том числе от дискриминации по признаку этнического происхождения, гендерной принадлежности или сексуальной ориентации.
  • Постановления Европейского суда обеспечили правосудие для жертв дискриминации. Они также заставили страны внести изменения в законодательство и практику, равным образом защищать всех членов общества.
  • Примеры включают обеспечение того, чтобы полиция расследовала нападения на этнические меньшинства, должным образом защищала женщин от бытового насилия и обеспечивала, чтобы гомосексуальность не была преступлением где бы то ни было в Европе.

 

Примеры

Борьба мужчины приводит к легализации гомосексуализма в Ирландии

Дэвид Норрис страдал приступами страха и депрессии после того, как понял, что любое открытое выражение его гомосексуальности может привести к уголовной ответственности. Страсбургский суд постановил, что криминализация его сексуальной ориентации нарушала его основные права. В 1993 году это привело к полной легализации гомосексуальных отношений между взрослыми людьми на основании ирландского...

Read more

Библиотекарша, которую душил и избивал ее партнер, добивается правосудия для жертв домашнего насилия

Лорета Валиулиене сообщила властям о том, что она подверглась нападениям со стороны своего партнера. Однако прокурор не провел надлежащего расследования до тех пор, пока не истек срок давности, и поэтому ее партнер так и не предстал перед судом. Европейский суд постановил, что такая несостоятельность властей нарушала основные права г-жи Валиулене. В Литве был предпринят ряд реформ для борьбы с...

Read more

Декриминализация гомосексуализма после того, как архитектор выиграл дело в Страсбурге

На протяжении десятилетий кипрское законодательство рассматривало гомосексуальные отношения между мужчинами как уголовное преступление. Алекос Модинос страдал от стресса и страха уголовного преследования из-за его отношений с другим мужчиной. Европейский суд постановил, что криминализация сексуальной ориентации Алекоса нарушает его основное право на частную жизнь. В 1998 году гомосексуальные...

Read more

Человек, преследовавшийся за свою сексуальную ориентацию, выигрывает знаковый судебный процесс, приведший к изменениям законодательства в Северной Ирландии и за ее пределами

С 14 лет Джеффри Даджен испытывал страх, страдания и психологический стресс в связи с тем, что его сексуальность рассматривалась как преступление. В его дом ворвалась полиция, и его подвергли многочасовому допросу. В этом знаковом деле Европейский суд постановил, что соответствующее законодательство нарушало право на частную жизнь. В 1982 году Северная Ирландия легализовала гомосексуальные...

Read more

Правосудие для жертвы домашнего насилия в Румынии

Анжелика Балшан, получившая синяки и побои, восемь раз пострадала от нападений со стороны мужа и получила травмы, потребовавшие до десяти дней лечения. Многократно она подавала жалобы в органы власти, но те не предприняли должных шагов для ее защиты. Европейский суд постановил, что г-же Балшан не было предоставлено надлежащей защиты от жестокого обращения. Это решение Суда привело к...

Read more

Реформа законов об оружии, после того как полиция застрелила невооруженных людей

Два 21-летних молодых человека сбежали с военной службы, чтобы навестить свою бабушку. Когда туда прибыла военная полиция, эти мужчины не были вооружены и не совершали актов насилия – и не пытались убежать. Тем не менее, их застрелили. Страсбургский суд постановил, что военная полиция использовала явно чрезмерную силу. Это дело и другие привели к изменениям в правилах, установленных властями в...

Read more

Отсутствие расследования нападения на поселение рома-цыган привело к реформам на местах

У всех жителей деревни рома-цыган сожгли дома местные жители. Власти были предупреждены, но отказались вмешиваться. После нападения власти не расследовали должным образом эту ситуацию, а суды не обеспечили для пострадавших справедливое судебное разбирательство. По их заявлению в Страсбург была выплачена компенсация и приняты местные программы по борьбе с дискриминацией и изоляцией.

Read more

Правовые стандарты были изменены после того, как отцу-гомосексуалисту отказали в опеке над своим сыном

Когда Жоао Сальгейро да Силва Моута развелся, то апелляционный суд предоставил его жене опеку над их дочерью. Решающее значение имело то, что Сальгейро да Силва Моута был гомосексуалистом. Страсбургский суд постановил, что это имело дискриминационный характер, без должного обоснования – а это всё привело к изменению в практике португальских судов.

Read more

Улучшение прав на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

У Хорста Цаунеггера была дочь, он развелся с матерью ребенка. Немецкое законодательство ограничивало его возможности получить совместную опеку, поскольку он и мать ребенка не состояли в браке. После того как он выиграл свое дело в Страсбурге, закон был изменен и отцы в положении Х. Цаунеггера получили больше прав.

Read more

Реформы после неразумного наказания лицу, отказавшемуся от военной службы по соображениям совести

Иаковос Тлимменос были свидетелем Иеговы. Он отказался проходить военную службу по религиозным основаниям и его приговорили к четырем годам тюремного заключения. После его освобождения ему также помешали работать бухгалтером. Страсбургский суд постановил, что это было неразумно и не оправдано – и равнялось дискриминации по религиозному признаку. В результате были изменены законы.

Read more

Справедливые права на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

На основании австрийского законодательства опека над ребенком, родившимся вне брака, автоматически передавалось матери, за редкими исключениями. При этом опека над детьми, родившимися в браке, предоставлялась в соответствии с наилучшими интересами ребенка. В Страсбургском суде г-н Шпорер с успехом аргументировал, что это несправедливо – и дело привело к изменению в австрийском законодательстве.

Read more

Реформы, проведенные после того, как полиция не расследовала должным образом расистское нападение

Однажды ночью в деревне Гановце-Филице жители рома-цыгане подверглись избиению бейсбольными битами и арматурой со стороны местных жителей. Страсбургский суд постановил, что власти не расследовали должным образом этот инцидент и не наказали виновных. Дело было вновь открыто, и были осуществлены юридические изменения, которые помогают властям бороться с расистскими преступлениями.

Read more

Обеспечение более эффективная защита мирных демонстраций после запрета на проведение акции протеста

НПО организовала в Варшаве ряд демонстраций на тему: «Дискриминации против женщин и меньшинств». Эти собрания были запрещены, после того как мэр города заявил, что он против них, поскольку они включали поддержку прав гомосексуалистов. Страсбургский суд постановил, что такой запрет нарушил право на публичные собрания. Это привело к изменению в польском законе для защиты права на выражение протеста.

Read more

Правовая битва приводит к укреплению прав транссексуалов

Г-жа Б была зарегистрирована при рождении как мужчина. Позднее она стала вести себя как женщина, прошла феминизирующую гормонотерапию и операцию на гениталиях. Однако власти отказывались зарегистрировать ее как женщину – что создало для нее повседневные проблемы. Страсбургский суд постановил, что ее основные права были нарушены. Французское законодательство было изменено для того, чтобы должным...

Read more

Внедрение системы юридической помощи после того, как женщина, страдавшая от бытового насилия, не смогла получить доступ к судам

Д. Эйри хотела добиться юридического оформления раздельного проживания со своим мужем, который, по ее утверждению, был алкоголиком и применял физическое насилие. Однако она не смогла воспользоваться юридической помощью, поскольку она не могла позволить себе оплатить гонорар адвокатам. Европейский суд по правам человека постановил, что из-за отсутствия юридической помощи Д.Эйри была фактический...

Read more

Equality

  • The European Convention on Human Rights protects people from discrimination – including discrimination based on ethnicity, gender or sexuality.
  • Judgments from the European court have provided justice for the victims of discrimination. They have also led countries to change their laws and practices, to protect all members of society equally.
  • Examples include making sure that the police investigate attacks against ethnic minorities, properly protecting women from domestic violence and making sure that homosexuality is not a crime anywhere in Europe.

 

Examples

Man’s struggle leads to the legalisation of homosexuality in Ireland

David Norris suffered from anxiety attacks and depression after realising that any open expression of his homosexuality could lead to a criminal prosecution. The Strasbourg court ruled that the criminalisation of his sexuality breached his basic rights. In 1993, this led to the full legalisation of homosexual acts between consenting adults under Irish law.

Read more

Librarian strangled and beaten by her partner wins justice for domestic violence victims

Loreta Valiulienė told the authorities that she had been attacked by her partner. However, the public prosecutor repeatedly failed to investigate properly, until the case became time-barred and the partner never faced justice. The European court ruled that these failures had violated Ms Valiulienė’s basic rights. A series of reforms were carried out to combat domestic violence in Lithuania.

Read more

Decriminalisation of homosexuality after architect wins case in Strasbourg

For decades, Cypriot law criminalised homosexual relationships between men. Alecos Modinos suffered from strain, apprehension and fear of prosecution due to his relationship with another man. The European court ruled that the criminalisation of Alecos’ sexuality violated his basic rights to a private life. In 1998, Cyprus decriminalised homosexual relationships.

Read more

Man persecuted for his sexuality wins landmark judgment – transforming the law in Northern Ireland and beyond

Since the age of 14, Jeffrey Dudgeon experienced fear, suffering, and psychological distress because his sexuality was regarded as a crime. His house was raided by police and he was interrogated for hours. In a test case, the European court ruled that law violated the right to private life. In 1982, Northern Ireland legalised homosexual relationships – followed by many other European countries.

Read more

Justice for a victim of domestic violence in Romania

Bruised and beaten, Angelica Bălșan suffered eight assaults from her husband and sustained injuries that required up to ten days of medical care. She made many complaints to the authorities, but they took no proper steps to protect her. The European court held that Ms Bălșan had been inadequately protected against the abuse – leading to ongoing reforms to combat domestic violence in Romania.

Read more

Reform of gun laws after police shoot dead unarmed men

Two 21-year-olds absconded from military service and went to see their grandmother. When military police arrived, the men were unarmed and non-violent - and tried to run away. Nevertheless, they were shot dead. The Strasbourg court ruled that the military police had used grossly excessive force. This case, and others, led to changes in the rules on the authorities’ use of firearms.

Read more

Failure to investigate attack on Roma settlement leads to local reforms

All of the Roma inhabitants of a village had their houses burnt down by other locals. The authorities were warned, but refused to intervene. After the attack, the authorities did not investigate properly and the courts failed to give the victims a fair trial. Their application to Strasbourg led to compensation and local programmes to combat discrimination and exclusion.

Read more

Legal standards changed after gay father was denied custody of his child

When João Salgueiro da Silva Mouta got divorced, the Court of Appeal granted his wife custody of their daughter. A decisive reason was the fact that Mr Salgueiro da Silva Mouta was gay. The Strasbourg court ruled that this had been discriminatory, and without proper justification – leading to a change in Portuguese court practices.

Read more

Improved custody rights for fathers of children born out of marriage

Horst Zaunegger had a daughter and separated from the child’s mother. German law limited his chances to obtain joint custody, because he and the mother had never been married. After he won his case in Strasbourg, the law was changed to give fathers such as Mr Zaunegger more rights.

Read more

Reforms made after unreasonable punishment given to conscientious objector

Iakovos Thlimmenos was a Jehovah’s Witness. He refused to do military service on religious grounds, and was sentenced to four years’ imprisonment. Upon his release, he was also prevented from working as an accountant. The Strasbourg court ruled that this had been unreasonable and unjustified - amounting to discrimination based on religion. Laws were changed as a result.

Read more

Fair custody rights for fathers of children born out of marriage

Under Austrian law, custody of a child born out of marriage was automatically given to the mother, with few exceptions. Meanwhile, custody of children born within marriage was decided according to the child’s best interests. At the Strasbourg court, Mr Sporer successfully argued that this was unfair – leading to a change in Austrian law.

Read more

Reforms introduced after police failed to properly investigate a racist attack

One night in the village of Gánovce-Filice, Roma villagers were beaten with baseball bats and iron bars by other locals. The Strasbourg court ruled that the authorities failed to properly investigate, or punish those responsible. The case was re-opened and legal changes were made to help the authorities’ tackle racist crimes.

Read more

Better protections for peaceful demonstrations after protest was banned

An NGO organised a series of demonstrations in Warsaw, to highlight discrimination against women and minorities. The gatherings were banned, after the city’s mayor said that he was against them because they included support for homosexual rights. The Strasbourg court ruled that the ban violated the right to public assembly. This led to changes to Polish law to protect the right to protest.

Read more

Legal battle leads to stronger transgender rights

Miss B was registered as a man at birth. Later she adopted female behaviour, underwent feminising hormone therapy, and had genital surgery. However, the authorities refused to register her as a woman – causing her daily problems. The Strasbourg court ruled that her fundamental rights had been violated. French law was changed to properly recognise the identity of post-operative transgender.

Read more

Legal aid system introduced after woman suffering from domestic violence was unable to access the courts

Mrs Airey wanted to be legally separated from her husband, who was allegedly a violent alcoholic. However, there was no legal aid and she could not afford the lawyers’ fees. The European Court of Human Rights ruled that the lack of legal aid effectively denied Mrs Airey access to a court, breaching her basic rights. Legal aid for such cases was introduced in Ireland in the following year.

Read more