Право на жизнь

  • В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека, каждый человек имеет право на жизнь, которое защищается на основании закона.
  • Это означает запрет на незаконные убийства, но также и защиту людей, чьи жизни находятся под угрозой.
  • Европейская конвенция о защите прав человека использовалась для противодействия чрезмерному насилию со стороны полиции, для того чтобы заставить власти должным образом расследовать убийства и для выявления пробелов в действии госорганов в реагировании на террористические акты.

 

Примеры

Нападение со смертельным исходом на женщину и ее сына приводит к продолжающимся реформам по борьбе с насилием в семье

Муж Элизаветы Тальпис годами подвергал ее физическому насилию. Она жаловалась в полицию, но полиция месяцами ничего не предпринимала. Однажды вечером муж Элизаветы набросился на нее с ножом, ранив ее и убив ее сына, который пытался защитить ее. Европейский суд осудил бездействие полиции, что в последующем привело к реформам по борьбе с бытовым насилием в Италии.

Read more

Победа в суде жертв теракта в школе Беслана

В сентябре 2004 года в результате кризиса с захватом заложников в Беслане было убито более 330 человек (включая 180 детей) и 750 ранено. Власти располагали информацией о предстоящем террористическом нападении, однако не усилили меры безопасности и не предупредили общественность. По причине этого и других нарушений Европейский суд постановил, что власти не смогли должным образом защитить граждан.

Read more

Родители добиваются справедливости после смерти своего сына

Грегору Шилиху было 20 лет, когда он умер в больнице. Его родители считали, что виной тому была врачебная халатность. Они начали судебное разбирательство, чтобы выяснить правду. На протяжении тринадцати лет их иск все еще оставался неурегулированным. Европейский суд постановил, что власти не приняли эффективных мер для установления истины. Это дело привело к реформам с целью предотвратить...

Read more

Правосудие для матери двух убитых детей

Дана Контрова неоднократно заявляла в полицию о том, что ее муж жесток и психически неуравновешен. Однажды полиция не приняла никаких мер после того, как ей было сообщено, что мужчина угрожает своей семье ружьем. Два дня спустя он убил своих детей, а затем покончил с собой. Европейский суд постановил, что власти не выполнили свой долг по защите детей, нарушив тем самым их право на жизнь.

Read more

Реформа законов об оружии, после того как полиция застрелила невооруженных людей

Два 21-летних молодых человека сбежали с военной службы, чтобы навестить свою бабушку. Когда туда прибыла военная полиция, эти мужчины не были вооружены и не совершали актов насилия – и не пытались убежать. Тем не менее, их застрелили. Страсбургский суд постановил, что военная полиция использовала явно чрезмерную силу. Это дело и другие привели к изменениям в правилах, установленных властями в...

Read more

Смерть предполагаемой жертвы торговли людьми

В возрасте 20 лет Оксана Ранцева, как заявлялось, была незаконно переправлена из России на Кипр в целях сексуальной эксплуатации. Две недели спустя ее нашли мертвой под балконом после попытки к бегству. Страсбургский суд установил, что власти ее не защитили и не расследовали должным образом обстоятельства ее смерти. После этого происшествия был принят ряд мер по борьбе с торговлей людьми.

Read more

Отсутствие расследования смерти инвалида во время содержания под стражей в полиции привело к реформе

Валдис Ясинский был глухонемым. Он упал с лестницы рядом с вечеринкой и ударился головой. Полиции рассказали о его травме и о его инвалидности, однако его поместили в камеру и игнорировали его попытки что-то сообщить. В. Ясинский позднее скончался в больнице, при этом данный инцидент должным образом не расследовался. Это привело к принятию серии мер для обеспечения того, чтобы полиция должным...

Read more

15-летнему мальчику были нанесены смертельные ножевые ранения у школы в результате бездействия властей

Директор школы попросил полицию присутствовать рядом со школьными воротами, учитывая серьезную проблему между молодыми людьми. Но помощь предоставлена не была. Пятнадцатилетнему Седату Каяку были нанесены смертельные ножевые ранения другим учеником, причем рядом со школой. Европейский суд постановил, что власти не выполнили свою обязанность по защите детей. Данное дело привело к ряду реформ,...

Read more

Смерть заключенного привела к изменениям в медицинской практике в тюрьме

Молодого человека, страдавшего от психоза и депрессии, приговорили к тюремному заключенирю по обвинению в краже. Во время пребывания в тюрьме он совершил самоубийство. Страсбургский суд постановил, что власти не предприняли достаточных мер по защите его жизни. Были приняты новые правила, помогающие сотрудникам тюрьмы предупреждать самоубийства заключенных.

Read more

«Совершенно недостаточное» расследование подозрительной смерти и реформа уголовного расследования

Брат Татьяны Труфин был убит при подозрительных обстоятельствах. Несмотря на очевидность нападения, власти практически не проводили расследования дела в течение 12 лет. Страсбургский суд постановил, что их усилия были совершенно недостаточными. Это повлияло на реформы по повышению эффективности уголовного следствия в Румынии.

Read more

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 Информационные листки о судебной практике Европейского суда по правам человека

 Право на жизнь PDF (220 Ko)

 Запрет смертной казни PDF (235 Ko)

Right to Life

  • Under the European Convention on Human Rights, everyone’s right to life is protected by law.
  • This means no unlawful killing, but also protecting people whose lives are in danger.
  • The European Convention on Human Rights has been used to tackle excessive police violence, to force the authorities to properly investigate murders and to highlight government failings in response to terrorist attacks.

 

Examples

Deadly attack on woman and her son leads to ongoing reforms to combat domestic violence

Elisaveta Talpis’s husband physically abused her for years. She complained to the police, but they took no action for months. One night Elisaveta’s husband attacked her with a knife, wounding her and killing her son when he tried to intervene. The European court condemned the police’s inaction, leading to reforms to address domestic violence in Italy.

Read more

Court win for victims of the Beslan school terrorism attack

In September 2004, over 330 people were killed (including over 180 children) and 750 injured in the Beslan hostage crisis. The authorities had had enough information to know that there would be an upcoming terrorist attack, but had not increased security or warned the public. Due to this shortcoming and others, the European Court ruled that the authorities had failed to properly protect the...

Read more

Parents win fight for justice following their son’s death

Gregor Šilih was 20 when he died in hospital. His parents believed that medical negligence was to blame. They launched legal proceedings to find out the truth. Thirteen years later their claim had still not been resolved. The European court ruled that the authorities had failed to take effective steps to discover the truth. The case led to reforms to prevent the same thing from happening again.

Read more

Justice for the mother of two murdered children

Dana Kontrová repeatedly warned the police that her husband was violent and unstable. One day the police failed to take action after being told the man was threatening his family with a shotgun. Two days later he murdered his children before committing suicide. The European court ruled that the authorities had failed in their duty to protect the children, violating the right to life.

Read more

Reform of gun laws after police shoot dead unarmed men

Two 21-year-olds absconded from military service and went to see their grandmother. When military police arrived, the men were unarmed and non-violent - and tried to run away. Nevertheless, they were shot dead. The Strasbourg court ruled that the military police had used grossly excessive force. This case, and others, led to changes in the rules on the authorities’ use of firearms.

Read more

Death of an alleged victim of human trafficking

At age 20, Oxana Rantseva was allegedly trafficked from Russia to Cyprus for sexual exploitation. Two weeks later, she was found dead beneath a balcony after trying to escape. The Strasbourg court found that the authorities had failed to protect her and also failed to properly investigate after her death. Following the events, a series of measures were carried out to fight human trafficking.

Read more

Failure to investigate death of a disabled man in police custody leads to reforms

Valdis Jasinskis was deaf and mute. He fell down some stairs outside a party and banged his head. The police were told about his injury and his disability, but they locked him in a cell and ignored his attempts to communicate. Mr Jasinskis later died in hospital, and the incident was not properly investigated. This led to a series of measures to help make sure that the police can be properly...

Read more

15-year-old boy stabbed to death outside a school after authorities failed to act

The director of a school asked for the police to be present outside his school gates, due to significant problems between young people. No help was provided. 15 year-old Sedat Kayak was stabbed to death by another student just outside the school. The European court ruled that the authorities had failed in their duty to protect children. The case led to a series of reforms to help prevent school...

Read more

Death of a detainee leads to changes to medical practices in prison

A young man suffering from psychosis and depression was imprisoned for theft. Whilst in jail, he committed suicide. The Strasbourg court ruled that the authorities had not done enough to protect his life. New rules were set up to help prison staff prevent inmates committing suicide.

Read more

"Totally insufficient" investigation of a suspicious death and the reform of criminal investigations

Tatiana Trufin’s brother was killed in suspicious circumstances. Despite evidence of an attack, the authorities did very little to investigate for the next 12 years. The Strasbourg court ruled that their efforts had been totally insufficient. This influenced reforms to improve the effectiveness of criminal investigations in Romania.

Read more

USEFUL LINKS

 Factsheets on the case-law of the European Court of Human Rights:

 Right to life PDF (220 Ko)

 Abolition of the death penalty PDF (235 Ko)