Мандат Мандат

В 1999 году Совет Европы учредил пост Комиссара по правам человека в качестве независимого и беспристрастного несудебного института, призванного способствовать соблюдению прав человека и распространению информацию о правах человека в 47 государствах — членах Совета Европы.

Основные задачи Комиссара по правам человека изложены в резолюции (99) 50 о Комиссаре Совета Европы по правам человека. Согласно этому документу, Комиссар уполномочен:

  • поощрять эффективное соблюдение прав человека и помогать государствам-членам в реализации стандартов Совета Европы в области прав человека;
  • способствовать просвещению и информированности в вопросах прав человека в государствах — членах Совета Европы;
  • выявлять возможные недостатки в законодательстве и практике в области прав человека;
  • содействовать работе национальных омбудсменов и других структур по правам человека;
  • консультировать и предоставлять информацию по вопросам защиты прав человека в регионе.

В соответствии с этим Комиссар занимается поощрением реформ и изменений, улучшающих продвижение и защиту прав человека. Будучи несудебным институтом, Офис Комиссара не может принимать меры в связи с индивидуальными обращениями. Тем не менее Комиссар может делать выводы и предпринимать более широкие инициативы на основе достоверной информации о нарушениях прав человека, допущенных в отношении конкретных лиц.

Комиссар сотрудничает с широким спектром международных и национальных институтов, а также с механизмами по наблюдению за положением в области прав человека. К наиболее важным межправительственным организациям — партнерам Офиса относятся ООН и ее специализированные подразделения, Европейский союз и ОБСЕ. Кроме того, Офис тесно сотрудничает с ведущими правозащитными НПО, университетами и исследовательскими центрами.

Деятельность Комиссара сосредоточена в трех основных, тесно связанных между собой областях:

  • посещение стран и диалог с национальными властями и гражданским обществом;
  • подготовка тематических докладов и консультирование по систематической реализации прав человека;
  • просветительская деятельность.

Работа по странам

Комиссар посещает все государства-члены в целях мониторинга и оценки положения с правами человека. В ходе своих визитов он встречается с высшими должностными лицами из правительства, парламента, судебной системы, с представителями гражданского общества и национальных структур по правам человека. Он также беседует с рядовыми людьми, которых беспокоят вопросы прав человека; посещает места, где особенно актуально соблюдение прав человека: тюрьмы, психиатрические больницы, центры содержания просителей убежища, школы, детские дома и поселения уязвимых социальных групп.

По итогам визита властям соответствующей страны может быть направлено письмо или доклад с оценкой положения с правами человека и рекомендациями по исправлению недостатков в законодательстве и на практике. Комиссар также может участвовать в качестве третьей стороны в разбирательстве Европейского суда по правам человека, либо предоставив свои письменные замечания, либо приняв участие в слушаниях.

Тематическая работа

Комиссар ведет тематическую работу по направлениям, важным для защиты прав человека в Европе. Он консультирует и информирует о том, как предотвращать нарушения прав человека в регионе, а также публикует свои заключения, тематические и другие доклады.

Просветительская деятельность

Комиссар содействует информированию о правах человека в государствах-членах: организует семинары и мероприятия по различным темам в области прав человека и принимает в них участие. Комиссар поддерживает непрерывный диалог с правительствами, организациями гражданского общества и образовательными учреждениями с целью повышения общественной осведомленности о стандартах в области прав человека. Кроме того, он вносит вклад в обсуждение и осмысление актуальных проблем в области прав человека, для чего контактирует со СМИ, публикует периодические статьи и тематические документы.

В рамках посещения стран, тематической работы и просветительской деятельности Комиссар уделяет особое внимание защите правозащитников и тесно сотрудничает с другими органами Совета Европы и разными международными институтами, среди которых наиболее важными являются ООН с ее специализированными подразделениями, Европейским Союзом и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кроме того, его Офис тесно взаимодействует с национальными структурами по правам человека, ведущими правозащитными НПО, университетами и исследовательскими центрами.

Информация Информация

Инициатива по созданию института Комиссара была выдвинута на Втором саммите глав государств и правительств Совета Европы, состоявшемся в Страсбурге 10–11 октября 1997 года. А 7 мая 1999 года Комитет министров принял резолюцию, которой учредил должность Комиссара и описал его мандат.

Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, предлагаемых Комитетом министров, и осуществляет свои полномочия не более одного шестилетнего срока.

Mandate

The Commissioner for Human Rights is an independent institution within the Council of Europe, mandated to promote the awareness of and respect for human rights in 47 Council of Europe member states.
 


The initiative for setting up the institution was taken by the Council of Europe's Heads of State and Government at their Second Summit in Strasbourg on 10-11 October 1997. On 7 May 1999, the Committee of Ministers adopted a resolution which instituted the office of the Commissioner and elaborated the Commissioner's mandate. The current Commissioner, Mr. Nils Muižnieks, succeeded Thomas Hammarberg (2006-2012) and Álvaro Gil-Robles (1999-2006).

Mandate of the Commissioner for Human Rights

The fundamental objectives of the Commissioner for Human Rights are laid out in Resolution (99) 50 on the Council of Europe Commissioner for Human Rights. According to this resolution, the Commissioner is mandated to:
 

  • foster the effective observance of human rights, and assist member states in the implementation of Council of Europe human rights standards;
  • promote education in and awareness of human rights in Council of Europe member states;
  • identify possible shortcomings in the law and practice concerning human rights;
  • facilitate the activities of national ombudsperson institutions and other human rights structures; and
  • provide advice and information regarding the protection of human rights across the region.

The Commissioner's work thus focuses on encouraging reform measures to achieve tangible improvement in the area of human rights promotion and protection. Being a non-judicial institution, the Commissioner's Office cannot act upon individual complaints, but the Commissioner can draw conclusions and take wider initiatives on the basis of reliable information regarding human rights violations suffered by individuals.

The Commissioner co-operates with a broad range of international and national institutions as well as human rights monitoring mechanisms. The Office's most important inter-governmental partners include the United Nations and its specialised offices, the European Union, and the OSCE. The Office also cooperates closely with leading human rights NGOs, universities and think-tanks.

 
Activities of the Commissioner for Human Rights

The Commissioner for Human Rights

The Commissioner for Human Rights is an independent and impartial non-judicial institution established in 1999 by the Council of Europe to promote awareness of and respect for human rights in the member states. The activities of this institution focus on three major, closely-related areas:

  • country visits and dialogue with national authorities and civil society
  • thematic reporting and advising on human rights systematic implementation
  • awareness-raising activities

The Commissioner is elected by the Parliamentary Assembly of the Council of Europe from a list of three candidates drawn up by the Committee of Ministers, and serves a non-renewable term of office of six years.

Country visits and dialogue with national authorities and civil society

The Commissioner carries out visits to all member states to monitor and evaluate the human rights situation. In the course of such visits, he meets with the highest representatives of government, parliament, the judiciary, civil society and national human rights structures. He also talks to ordinary people with human rights concerns, and visits places of human rights relevance, including prisons, psychiatric hospitals, centres for asylum seekers, schools, orphanages and settlements populated by vulnerable groups.

Following the visits, a report or a letter may be addressed to the authorities of the country concerned containing an assessment of the human rights situation and recommendations on how to overcome shortcomings in law and practice. The Commissioner also has the right to intervene as a third party in the proceedings of the European Court of Human Rights, either by submitting written information or taking part in its hearings.

Thematic reporting and advising on human rights systematic implementation

The Commissioner also conducts thematic work on subjects central to the protection of human rights in Europe. He provides advice and information on the prevention of human rights violations and releases opinions, Issue Papers and reports.

Awareness-raising activities

The Commissioner promotes awareness of human rights in member states, by organising and taking part in seminars and events on various human rights themes. The Commissioner engages in permanent dialogue with governments, civil society organisations and educational institutions in order to improve public awareness of human rights standards. He further contributes to the debate and the reflection on current and important human rights matters through contacts with the media, the publication of periodic articles and thematic documents.

As part of country visits, thematic work and awareness raising activities, the Commissioner pays a specific attention to the defence of human rights activists and engages in close co-operation with other Council of Europe bodies and with a broad range of international institutions, most importantly the United Nations and its specialised offices, the European Union and the Organisation for Security and Cooperation in Europe (OSCE). The office also cooperates closely with national human rights structures, leading human rights NGOs, universities and think tanks.

Contact

Please note that, as stated in the mandate of the Commissioner for Human Rights, the Commissioner's Office cannot act upon individual complaints.